Что такое бейц для дерева?

Втирание бейцев – это наиболее эффективный способ нанесения морилок

Цель этой статьи в том, чтобы подчеркнуть то, что уже говорилось много раз: втирание бейцев – это наиболее эффективный способ нанесения морилок по сравнению с нанесением кистью. Втирание – это быстрый процесс. Почти такой же быстрый, как и нанесение распылительным пистолетом. Хотя при этом отсутствует негативный эффект в виде необходимости промывки распылительного пистолета после покраски. Втирание бейцев – со всех сторон наиболее выгодный метод за исключением тех случаев, когда морилку нужно внести в труднодоступные углубления, такие как внутренние углы, гравировка, глубокая резьба и тому подобное.

Не поймите неправильно. Нельзя отрицать возможность нанесения морилки кистью. Просто мы не понимаем почему кто-либо вообще это делает особенно надо на широких поверхностях во всех случаях, когда не используется долго сохнущий материал на масляной основе. Все остальные виды морилок высыхают слишком быстро чтобы растирать их по поверхности с большой площадью.

Основы нанесения морилок

Базовые правила для получения хорошего результата при нанесении тонировки – это нанести мокрый слой морилки на поверхность и вытереть излишки до того момента, пока она не начнет сохнуть. Вы можете использовать любой инструмент: тампон, ветошь, кисть или распылительный пистолет для нанесения морилки. Вы можете даже окунать объект в морилку или лить морилку непосредственно на поверхность дерева. Важно лишь то чтобы вытерли излишки морилки с поверхности дерева до того момента как она начнет сохнуть.

Если вы немного задержитесь и морилка начнет подсыхать в некоторых местах до того, как вы ее вытрите – у вас будут возникать пятна по поверхности дерева, вызванные неравномерной плотностью волокон, что особенно характерно для таких пород как сосна, вишня и береза. Если вы наносите одну из быстросохнущих морилок, то у Вас могут появиться не только пятна на поверхности дерева от излишков морилки, у Вас могут также образоваться полосы от кисти в некоторых местах повышенного скопления материала.

Использование кисти — это также самый медленный способ нанесения морилки. Таким образом вы можете получить не только проблемы с пятнами или полосами на поверхности детали, но вы также впустую тратите время. Намного эффективнее наносить морилку методом втирания чем в этом случае наименее вероятно возникновение проблем с цветом.

Исключение из правила

Но есть одно исключение из правила: кисть намного более эффективна при нанесении морилок на внутренние углы. Если ваша ветошь недостаточно пропитана морилкой, то для вас будет проблематично донести морилку в труднодоступные углубления. Но вы всегда можете использовать кисти для того чтобы докрасить углы и резьбу. Для того чтобы нормально использовать ветошь или губку требуется их сперва хорошо пропитать морилкой.

Известно, что многие столяры не прописывают в достаточной степени губку/ветошь перед тем как наносить морилку. Если это в ом числе и ваша проблема, вы можете решить задачу разовым использованием кисти либо маленькой узкой губки для того чтобы быстро пройти труднодоступные участки детали и получить равномерно окрашенную деталь.

Но кисть не является необходимостью. Вы можете достаточно хорошо прокрасить даже труднодоступные участки детали если ветошь хорошо пропитана морилкой. За 20 лет практики восстановления старой мебели большинство из которой требовало повторного морения, я не помню ни одного случая использования кисти. Я очень редко использую распылительный пистолет из-за того, что он требует много времени на промывку. Практически всегда использовал и продолжаю использовать хорошо пропитанную ветошь.

Быстросохнущие морилки

Большинство деревообработчиков использует морилки на масляной основе, которые сохнут достаточно долго и поэтому не создают проблем, связанных с вытиранием. Но некоторые используют водорастворимые морилка которые сохнут более короткое время. Водорастворимые морилки — это морилки которые разводятся водой, обычно они высыхают со скоростью испарения воды. Особенно быстро они высыхают при высокой температуре.

Морилки на масляной основе сохнут долго. Это дает достаточно времени для того чтобы вытереть излишки морилки кусочком ткани до того, как морилка высохнет. Если бы я использовал водорастворимую морилку при покраске больших предметов, то пришлось бы иметь двух работников, которые бы пошли за мной по пятам и вытирали излишки морилки иначе она высыхала бы слишком быстро, что и приводило бы к образованию пятен. До того как вы снимете излишки бейца, нет необходимости подчеркивать текстуру древесины. Но на некоторых критичных поверхностях – такие как как поверхность столешницы я обычно добавляю несколько подчеркивающих штрихов чтобы четко подчеркнуть текстуру древесины.

Профессиональные маляры обычно наносят морилки на большие поверхности такие как кухонные фасады кухонные столешницы с помощью двух помощников, которые идут за ними по пятам и убирают излишки морилки с помощью большой ветоши. Вы конечно можете поступить также и попросить друга который будет помогать вам убирать излишки морилки сразу после того как вы наносите.

Читать еще:  Как самому сделать вытяжку для кухни?

Но все же мы не рекомендуем Вам использовать кисть.

Если вы попробуете наносить быстросохнущие морилку с помощью кисти кто Вы наверняка создадите проблемы с цветом. Если у вас уже образовались засохшие пятна, то срочно нанесите срочно больше морилки на эту небольшую область и как можно скорее уберите излишек. Этот дополнительный объем морилки растворит то пятно, которое было в этом месте.

Почему многие используют кисть для нанесения морилки

Я могу привести только две причины, по которым люди используют кисть вместо ветоши или тампоны для нанесения морилки на предметы мебели. Первое – это более высокая чистота процесса и второе – реклама.

Использование кисти чуть более чистый процесс по сравнению с нанесением ветошью и тампона, с которых может капать материал на вещи и одежду. Однако повышенная чистота процесса — это не повод использовать кисти. Чистота не может являться единственной причиной для использования кисти при нанесении морилки. Большинство людей при упоминании покрасочно-малярных работ, а также восстановлении старой мебели сразу представляю себе, что это делается с помощью профессиональных малярных кистей. Удивительно, но большинство из них опирается просто на распространенные стереотипы, и то что они видели по телевизору и в интернете. Однако представьте себе, что наносить быстросохнущие морилки таким методом абсолютно невозможно. Вы не можете выдерживать идеально ровные линии настолько чтобы высвободить ровно столько жидкой морилки на поверхность сколько необходимо для равномерного тона по всей длине.

В дополнение к этому при нанесении морилки слишком объемным слоем, может страдать адгезия дальнейших финишных слоев, вследствие чего покрытие будет отваливаться и трескаться при соприкосновении с другими предметами.

Что такое бейц для дерева. Окрашивание древесины (морение, бейцевание)

мори́лка — краситель, как правило, растворимый в воде, используемый для поверхностного окрашивания деревянных изделий. Морилка, или бейц , известна с XIX в. под названием «кёльнская земля». Это рыхлая перегнойная земля, незначительные залежи которой были обнаружены в окрестностях немецкого города Кёльна. «Кёльнская земля» легко растворялась в воде, придавая ей сочный коричневый цвет, хорошо окрашивала бумагу и другие.весину. Однако запасы «кёльнской земли» оказались ограниченными, и со временем были разработаны заменители натурального бейца. Ныне бейц, получаемый из угля и нефти, является единственным естественным красителем коричневого цвета. Используется для поверхностного крашения древесины «под орех» без химического взаимодействия с веществами, содержащимися в самой древесине. Поверхностное крашение морилкой отличается от обычного окрашивания древесины масляными и иными красками тем, что морилка не закрывает природный рисунок дерева, а наоборот, выявляет его, текстура древесины становится контрастнее, сочнее. Обусловлено это тем, что рыхлые, пористые слои древесины впитывают морилку лучше и становятся темнее, чем более плотные, мелкопористые слои. Практически не впитывает морилку смолистая древесина, она почти не меняет своей природной окраски. Среди многочисленных пород дерева наиболее подходящей для окрашивания морилкой «под орех» является древесина берёзы, особенно с мелкими сучками и извилистым расположением волокон. Годится также древесина ели и бука.

Наиболее распространена водорастворимая морилка. Бывает в продаже в виде порошка или жидкости, готовой к употреблению. Разводить морилку надо в мягкой воде — дождевой, речной, снеговой. Если вода из городского водопровода, в неё надо добавить питьевую соду (1 чайная ложка на 1—2 л кипячёной воды) либо 1%-ный раствор нашатырного спирта. Концентрация раствора морилки 5—30 г на 1 л воды, в зависимости от того, темнее или светлее требуется окраска. Интенсивность окраски зависит также от способности древесины впитывать раствор. Окраска получается более ровной, если древесину предварительно слегка увлажнить.

На горизонтальные поверхности морилку сначала наносят вдоль волокон древесины, затем поперёк волокон и в заключение опять в направлении волокон. На вертикальные поверхности морилку следует наносить снизу вверх во избежание попадания брызг на ещё не покрытые участки, где от этого могут образоваться пятна.

Древесина лишнего не впитывает, поэтому поверхность её увлажняют морилкой с избытком, остатки морилки удаляют кистью или тампоном. При крашении водорастворимой морилкой волокна древесины расправляются, поэтому после высыхания поверхность шлифуют мелкозернистой шкуркой с лёгким нажимом. Продолжительность сушки окрашенной водорастворимой морилкой древесины 15—24 ч. Сухую окрашенную поверхность неплохо протереть суконкой или каким-либо другим подобным материалом, чтобы удалить не впитавшиеся в поры древесины сухие частицы красителя. Свежеокрашенные поверхности древесины выглядят темнее, чем после высыхания, поэтому сначала рекомендуется сделать пробу.

Применяются также морилки на основе органических растворителей (например, спиртовые), готовые к употреблению. Спиртовая морилка не вызывает выпрямления волокон древесины, так что дополнительное шлифование после неё не нужно. Время сушки в этом случае 15—30 мин, то есть намного меньше чем при обработке водорастворимой морилкой. Морилка, содержащая растворители, склонна к образованию разводов. Это можно предотвратить, если поверхность древесины заранее слегка увлажнить тёплой водой. Древесина на торцах изделия (заготовки) обильно впитывает морилку, что делает её намного темнее; чтобы избежать этого, надо торец сначала увлажнить водой.

Читать еще:  Что такое филенка в мебели?

В качестве красителей для прямого поверхностного крашения, кроме морилки, можно использовать почти все синтетические краски для шерстяных и бумажных тканей, меха, шерсти, кожи.

Часто морилкой ошибочно называют красители для протравного крашения древесины. При внешне сходных результатах протравное крашение, однако, отличается от поверхностного покрытия морилкой более высокой свето- и водостойкостью, а также тем, что более плотная и тёмная летняя древесина окрашивается сильнее, чем рыхлая и светлая весенняя часть годовых колец. Особенно заметно это у сосны и ели.

Протравные красящие составы, или протравы, не являются самостоятельными красителями, они вступают во взаимодействие с дубильными кислотами древесины, образуя окрашенные соли, которые и придают древесине определённый цвет. Больше всего дубильных кислот в древесине ореха, дуба, каштана, ольхи, ивы; эти породы лучше других поддаются протравному крашению. Древесина берёзы, бука, сосны, ели и липы практически не содержит дубильных кислот; поэтому перед протравной окраской древесину этих пород следует обработать водным 1,5%-ным раствором пирогалловой кислоты или тонина.

В качестве протравных красителей часто используют марганцовокислый калий, железный купорос, двухромовокислый калий, а также практически все краски для тканей, шерсти, меха, кожи (как и при прямом поверхностном крашении). Их употребляют в виде 1—5%-ных водных растворов. Для приготовления растворов соли и красители растворяют в мягкой воде, подогретой до 80°C, раствору дают отстояться, не взбалтывая, и сливают в чистую посуду. На поверхность изделий протраву наносят так же, как и морилку; небольшие изделия и заготовки можно целиком погружать в раствор.

Ниже приводятся рецепты некоторых растворов для протравного крашения древесины:

Берёзы — в светлый жёлто-коричневый (золотистый) цвет

Журнал «Фабрика мебели» №4, 2010, стр. 58-61: Тонирование древесины

Тонирование – нередко наиболее ответственная и сложная технологическая операция при прозрачной отделке массива древесины или шпона. Тонирующий состав наносится непосредственно на древесину и, взаимодействуя с ней, дает разнообразные декоративные эффекты. От этой операции в значительной степени зависят эстетические особенности изделий. В настоящее время существует большое разнообразие тонирующих составов, позволяющих достигать той или иной глубины цвета, прозрачности, получать различные цветовые текстуры поверхности, оригинальную «пестринку». На высококонкурентном мебельном рынке России можно значительно увеличить спрос на продукцию, угадав, какая «пестринка» в моде.

Тонирование древесины имеет давнюю историю, было создано множество соответствующих способов и материалов, однако сегодня в промышленном производстве мебели и межкомнатных дверей широко применяются тонировки трех основных групп: морилки, бейцы, глейзы.

Морилки

Морилка – это материал, делающий древесину похожей на мореную, т. е. придающий оттенок самой древесин, пропитывающий ее волокна. После тонирования морилкой цвет древесины становится насыщенным, текстура – ярко выраженной. Морилка не создает сплошной лаковой пленки на поверхности древесины. Такой тип тонирования традиционен для южноевропейской школы отделки древесины, в частности, итальянской. Широко применяются морилки двух типов: подчеркивающие текстуру и выравнивающие (иногда употребляется термин «гармонизирующие»).

Подчеркивающие морилки – это классический тип морилок, обеспечивающий глубокое пропитывание. Такие морилки представляют собой растворы красителей и не содержат связующих, смол, предназначенных для фиксации красителей на древесине. Растворенные красители проникают в древесину вместе с несущими растворителями и задерживаются в микрокапиллярах, микропустотах размером около сотых долей микрона. Таким образом, подчеркивающие морилки обеспечивают объемную, а не поверхностную окраску древесины, без вуалирования текстуры, без сероватого оттенка, который иногда возникает при наличии в составе связующих смол. Конечно, области текстуры древесины, имеющие большую впитывающую способность, ранние слои годичных колец впитывают больше морилки и приобретают более насыщенный цвет. Тон таких участков становится более темным. Подчеркивающие морилки проявляют не только структуру годовых колец, фладры, но и зрительно выделяют отдельные волокна на поверхности древесины.

При умеренном подчеркивании под шелковистым прозрачным лаком древесина с подчеркивающей морилкой может засиять внутренним светом. Наиболее естественно такое тонирование выглядит на породах, не имеющих ярко выраженной цветовой текстуры, например, на березе или на слабо впитывающих породах (дуб, ясень). Например, на рис. 1 показана отделка с применением подчеркивающей морилки TMM006 производства Renner Italia на березе, дубе и буке. Эффект подчеркивания текстуры в значительной степени зависит от разбавителя, который использован для разведения концентрата морилки до необходимой интенсивности цвета, и от техники нанесения морилки. Разведение морилки медленным разбавителем, нанесение пневмораспылением слишком «мокрым» факелом, да еще на древесину с высокой впитывающей способностью может привести к чрезмерному подчеркиванию. Нежелательным, как правило, считается так называемый негативный эффект, при котором изначально более светлые области ранней древесины годичных колец становятся более темными.

Читать еще:  Как крепить скинали из МДФ?

В России наибольший практический интерес представляют спирторазбавимые подчеркивающие морилки, однако водоразбавимые морилки также имеют определенную область применения. Это тонирование мебели в сборе, чаще всего стульев, методом окунания. Этот метод по сравнению с пневмораспылением обеспечивает большую экономичность, равномерность и воспроизводимость тона. Разведение морилки специальным водоразбавимым связующим позволяет достичь эффекта умеренного подчеркивания при отсутствии подтеков.

Выравнивающие (гармонизирующие) морилки – это тип тонирующих составов, при нанесении которых получается декоративный эффект, промежуточный между результатами применения подчеркивающих морилок и бейцев. Окрашивание при использовании таких составов обеспечивается нерастворимыми пигментами, чешуйки которых не проникают вглубь древесины вместе с растворителями, а остаются в основном в поверхностном слое и фиксируются с помощью связующих смол, обязательно входящих в состав выравнивающих морилок. В качестве связующих в спироторазбавимых морилках обычно используются НЦ-смолы. Тем не менее, морилки этого типа также не образуют сплошной лаковой пленки. Как и в случае с подчеркивающими морилками, проявление или маскирование текстуры (ровняющий эффект) во многом зависит от скорости испарения разбавителя и техники нанесения морилки. Обычно выравнивающие морилки разводятся быстрыми разбавителями. Для максимального ровнения следует наносить такие морилки осушенным факелом.

На мебельных фасадах, изготовленных из нескольких деталей с разнонаправленными фладрами, применение выравнивающих морилок позволяет достичь уместного гармонизирующего эффекта.

Бейцы

В русской технической литературе бейцами принято называть тонирующие составы с большим количеством связующих, иногда их называют лак-морилками.

Бейцы позволяют достичь максимального ровняющего эффекта (называемого также эффектом пластика), конечно же, благодаря низкой прозрачности. В состав бейцев входит гораздо больше связующих, чем в состав выравнивающих морилок, поэтому бейц растекается по поверхности древесины практически независимо от особенностей впитывания того или иного участка и создает сплошную, равномерно окрашенную лаковую пленку. Эта пленка наилучшим образом скрывает и разнооттеночность элементов изделия. В России такой тип тонирования чаще всего применяется при отделке сосны, на которой трудно избежать негативного эффекта при нанесении первым слоем морилок.

Достоинством бейцев, кроме максимального ровняющего эффекта, также является достижение двух целей – тонирования и грунтования – за одно нанесение.

При нанесении бейцев на изделия с достаточно развитой фигурной поверхностью в местах, где натекает более толстый слой, могут появляться темные полосы. Поэтому иногда предпочтительно вместо бейцев применять выравнивающую морилку по шлифованному бесцветному грунту. В результате получается такой же эффект, как при использовании бейца, но без темных полос.

Глейзы

Глейз – это необычный тонирующий состав: по количеству связующих он похож на бейц, но результат его применения ближе к тому, что получается при использовании подчеркивающих морилок. С помощью глейза можно достичь своеобразного эффекта состаренной древесины с темными порами. Подчеркивание пор оказывается более умеренным, чем после нанесения патины декапе, но они прорабатываются более равномерно. Для достижения подобного эффекта глейз после нанесения растирается вдоль текстуры древесины. При этом убираются излишки, а поры заполняются. После растирки цветовая структура поверхности древесины обогащается, появляются разнообразные полутона, «пестринка».

Глейзы разводятся медленными разбавителями (сушка – 2–3 часа), для того чтобы обеспечить возможность растирки после нанесения. В качестве примера на рис. 4 показаны панели с нанесенными глейзами производства Renner Italia, спирторазбавимым и водоразбавимым. Рассеянно-сосудистые породы приобретают «антикварный» вид, а на тангенциальных срезах кольцесосудистых пород графически подчеркиваются фладры.

Технологические примечания

В практике тонирования древесины при прозрачной отделке существует много способов неоднократного применения тонирующих составов в одной системе отделки. Например, для получения максимального ровняющего эффекта на пестром дубе морилка наносится сначала на древесину, а затем на шлифованный бесцветный грунт. При отделке таких сложных изделий, как стулья, которые трудно тонировать равномерно, морилка, наносившаяся на древесину, добавляется в лак (1–2%).

При нанесении на дуб методом пневмораспыления спирторазбавимых морилок трудно обеспечить полное окрашивание в глубине пор. Это особенно бросается в глаза, если тон темный. Водоразбавимые морилки проникают в поры гораздо лучше. Компромиссным вариантом может быть использование универсальной морилки, разводимой наполовину водой, наполовину спиртовыми разбавителями.

Современные тонирующие материалы позволяют получить любую желаемую степень проявления текстуры древесины – от полупрозрачного эффекта пластика до яркого подчеркивания. Производятся специальные связующие, обеспечивающие серийно воспроизводимое достижение необходимого декоративного эффекта (например, широко используются связующие RMM027, RYM021 производства Renner Italia).

Тонирующие составы для нанесения вальцами, особенно при последующей отделке материалами УФ-отверждения, – это особая, очень специфичная тема.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector