Как проявить структуру дерева?
Искусственное состаривание дерева
Мебель из состаренной древесины создает в доме атмосферу древности, сказочности и особого уюта.
Состаривание древесины – это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки древесины ассоциируется у leon42, участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.
По словам leon42, купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.
Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.
В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?
Подготовка материала
Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».
Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.
Браширование
Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).
Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.
Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».
Шлифовка: инструменты и щетки
На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.
Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:
- Черновая выборка мягких волокон
- Шлифовка
- Полировка
Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.
При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.
При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:
- водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
- скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
- источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
- не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
- скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
- обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
- позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
- новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
- работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
- влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.
Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку, вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.
Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.
Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.
Специфика обработки поверхностей:
- не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
- не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
- с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.
Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка: выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.
Отделочные операции
На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.
После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.
Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.
Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.
В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.
По материалам участника форума “Дом и Дача”
Как имитировать текстуру дерева
Имитация текстуры дерева на полу
Можно имитировать богатые узоры и цвета натурального дерева с помощью способа, применявшегося еще в Римской империи и бывшего особенно популярным в конце XIX столетия. Долгое время считавшийся доступным только высококлассным мастерам, этот способ сейчас вновь возродился, т.к. появились новые инструменты, такие как рокер для имитации текстуры дерева. Способ имитации текстуры дерева пригоден для нанесения финишного покрытия на любую ровную поверхность.
Для создания покрытия, имитирующего текстуру дерева, глазурь более густой краски наносится на первый слой слабоглянцевой латексной эмалевой краски. Стороной рокера инструмента для нанесения текстуры дерева тянут по влажной глазури, покачивая сам рокер вперед и назад. Одновременное протягивание инструмента с покачиванием создает удлиненные овальные следы, которые имитируют характерную текстуру древесины сосны и других деревьев.
Ознакомьтесь с данной техникой, упражняясь в нанесении покрытия, имитирующего текстуру дерева, на большой лист картона, пока вы не добьетесь получения реалистичной картины. Это также поможет вам проверить получающееся финишное покрытие до того, как вы примените эту технику при выполнении реального проекта.
Чтобы создать впечатление деревянного паркета, нанесите на первый слой сетку из квадратов со стороной 10 или 20 см. Вы можете сцентрировать рисунок или начать в одном углу с целого квадрата. Закройте через один квадраты в сетке и наносите покрытие попеременно в горизонтальном и вертикальном направлении.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
- Кисть из искусственной щетины, аппликатор с губкой или малярный валик — для нанесения первого слоя
- Кисть из искусственной щетины — дополнительно для нанесения глазури
- Рокер для имитации текстуры дерева
- Мягкая кисть из натуральной щетины шириной 7-10 см
- Карандаш, линейка, малярная лента, узкий шпатель — для нанесения декоративного покрытия, имитирующего паркет пола
- Слабоглянцевая латексная эмалевая краска — для нанесения в качестве первого слоя
- Художественная акриловая краска или латексная краска — для глазури
- Загуститель для акриловой краски
- Ветошь
- Картон — для практикования с нанесением покрытия
- Полуматовое или сильноглянцевое прозрачное финишное покрытие или прозрачный аэрозольный акриловый герметик
Как имитировать текстуру дерева
Окончательный цвет покрытия, имитирующего структуру дерева, зависит от совместного действия первого слоя и слоя глазури. Первый слой должен быть светлее, а его закрывает глазурь более темного цвета. Подходящими цветами для первого слоя являются: натуральная сиена, красная окись железа, жженая сиена, жженая умбра и бежевые тона. Для глазури хорошими цветами считаются: жженая умбра, черный, красная окись железа, жженая сиена. Поскольку при работе с деревом обычно широко применяются различные морилки, нет необходимости повторять как текстуру, так и цвет всех деревьев.
ГЛАЗУРЬ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ,ИМИТИРУЮЩЕГО ТЕКСТУРУ ДЕРЕВА
Смешайте следующие ингредиенты:
2 части художественной акриловой краски или латексной краски нужного блеска
1 часть загустителя для акриловой краски
Нанесите первый слой слабоглянцевой латексной эмалевой краски необходимого цвета, выполняя мазки в нужном направлении. Пользуйтесь кистью или аппликатором с губкой; для больших поверхностей применяйте малярный валик. Дайте краске высохнуть
Смешайте глазурь для нанесения декоративного покрытия. Аппликатором с губкой или кистью из искусственной щетины нанесите поверх первого слоя ровный слой глазури, обрабатывая в каждый момент времени небольшой участок.
Проведите по влажной глазури рокером для имитации текстуры дерева; движение рокера выполняется медленно, чтобы получился нужный эффект. Начните с одного угла; работа выполняется одним непрерывным движением, при этом одновременно с движением рокера производится его покачивание вперед и назад (фото вверху). Как видно из этого рисунка, от положения рокера зависит, какими остаются следы от него, имитирующие текстуру дерева.
Повторяйте шаг 3 для выполнения последующих рядов, меняя расстояние между овальными следами. Сухой ветошью стирайте, когда возникает необходимость, накопившуюся на инструменте глазурь. На некоторых рядах проведите по глазури вместо самого рокера стороной с гребенкой или с пазами. Тем самым изменится вид покрытия и будет выполнена имитация непрерывно тянущихся волокон древесины.
До того как глазурь полностью высохнет, обработайте поверхность сухой мягкой кистью из натуральной щетины (шириной 7-10 см). Слегка проведите кистью в направлении волокон древесины, чтобы смягчить полученное покрытие. По мере необходимости очищайте кисть от лишней глазури. Дайте глазури высохнуть. Если хотите, то можете нанести прозрачное финишное покрытие или прозрачный аэрозольный акриловый герметик.
Имитация паркета
Кистью или малярным валиком нанесите первый слой слабоглянцевой латексной эмалевой краски. Дайте краске высохнуть. Измерьте и нарисуйте с помощью линейки и карандаша на первом слое сетку. Сцентририруйте сетку или начните с одного угла с целого квадрата.
Наклейте малярную ленту на квадраты через один. Узким шпателем, как показано на рисунке, подрезайте в углах малярную ленту по диагонали. Крепко прижмите ленту по краям, чтобы под нее не затекла глазурь. Смешайте глазурь для нанесения декоративного покрытия .
Нанесите глазурь на открытые квадраты; движения кисти должны производиться в горизонтальном направлении. Для создания в отдельных квадратах имитации прямых волокон древесины, протяните в них рокер по влажной глазури горизонтально. В остальных квадратах покачайте рокер горизонтально, изменяя местоположение овальных следов. Одновременно обрабатывайте только несколько квадратов, поскольку глазурь сохнет быстро.
До того как глазурь полностью высохнет, обработайте поверхность сухой мягкой кистью из натуральной щетины (шириной 7-10 см). Слегка проведите кистью в направлении волокон древесины, чтобы смягчить полученное покрытие. По мере необходимости очищайте кисть от лишней глазури.
Дайте краске высохнуть, а затем снимите малярную ленту. Наклейте новые полосы малярной ленты на квадраты с нанесенным покрытием. Нанесите глазурь на открытые квадраты; движения кисти производятся в вертикальном направлении. Повторите шаги 3 и 4, работая в вертикальном направлении. Дайте краске высохнуть, а затем снимите малярную ленту. Если хотите, то можете нанести прозрачное финишное покрытие или прозрачный аэрозольный акриловый герметик.
Вариации покрытий, имитирующих текстуру дерева
Выбирая краски определенного цвета для первого слоя и для глазури, вы можете создавать покрытия, которые напоминают типичную текстуру древесины, например, вишни, медового дуба и ореха.
Для декоративного покрытия пола, имитирующего древесину вишни, используется темный рыжеватый первый слой и глазурь цвета жженой умбры.
Имитация древесины медового дуба выполняется нанесением светлого желтовато-коричневого первого слоя и золотистой желтовато-коричневой глазури.
Окраска «под орех» производится с помощью темно-золотистого первого слоя и глазури цвета жженой умбры.
Как выполнить своими руками обработку дерева?
Обработка дерева производится с целью увеличения срока службы данного материала. Пропитка специальными маслами, морение, вощение, нанесение лака предотвращают процессы гниения и деформации, а также повреждения древесины насекомыми. Браширование проявляет фактуру дерева, придает ему вид старой древесины. Чем обработать дерево — решать вам, каждый из перечисленных способов имеет свои преимущества и недостатки.
Оптимальная схема защиты дерева.
Обработка маслом и воском
- льняное масло;
- пчелиный воск;
- флейц (широкая плоская кисть);
- наждачная бумага с мелким зерном;
- ветошь.
Способы обработки древесины бывают разными, но цель у них одна — предотвратить гниение, появление плесени, высыхание, повреждение насекомыми, а также придать поверхности красивый законченный вид. Применение специальных масел (олифы) и пчелиного воска позволяет сохранить структуру материала, придает ему блеск и прочность, увеличивает срок службы.
Глубина пропитки льняного масла составляет 2 мм, что достаточно для образования защитного слоя.
Обработать дерево с минимальными затратами можно при помощи льняного или конопляного масла. Перед тем как приступить к работе, необходимо очистить дерево от грязи и пыли, полностью снять предыдущее покрытие, отшлифовать поверхность наждачной бумагой с мелким зерном. Специалисты рекомендуют нагревать льняное масло на водяной бане, но можно обойтись и без этой процедуры. Наносят масло либо при помощи флейца, либо втирают его в дерево наждачной бумагой. Важно следить за направлением кисти, наносите масло только вдоль волокон. Работу оставляют на сутки, после чего снова наносят масло, процедуру повторяют до тех пор, пока не достигнут желаемого результата. Мелкие изделия опускают в масло на несколько суток.
Есть и другие способы обработки, например, покрытие дерева смесью льняного масла и пчелиного воска. Все компоненты растапливаются на водяной бане, затем наносятся на поверхность при помощи кисти или тряпочки. Для того чтобы придать древесине определенный оттенок, в состав добавляют колер подходящего цвета. У данного метода есть существенный недостаток — очень медленное высыхание. Можно ускорить процесс, если добавить сиккатив (продается в художественных магазинах) или приобрести готовое масло (олифу), в составе которого присутствуют ускорители полимеризации и противогрибковые добавки.
Цветовая палитра твердого воска для дерева.
Обработать дерево можно только одним воском. Современная промышленность предлагает цветные, бесцветные, матовые, полуматовые, глянцевые составы, которые не только укрепляют, но и выгодно подчеркивают фактуру древесины. Для обработки большой поверхности необходимо подогреть воск на водяной бане (в данном случае его наносят широкой кистью). Холодный воск втирают в дерево тонким слоем при помощи тряпочки, оставляют примерно на сутки, затем снова вощат поверхность. Можно сочетать бесцветный и тонированный воск, например, обработать края темным составом, а середину изделия — прозрачным. После того как воск просохнет, необходимо отполировать поверхность шерстяной тряпочкой (фетром).
Браширование древесины
- газовая горелка;
- металлическая щетка;
- рабочие перчатки;
- флейц.
Метод браширования позволяет выгодно подчеркнуть структуру, придать дереву налет старины, заключается он в удалении мягких волокон (с верхнего слоя) при помощи жесткой металлической щетки. Для данной цели подбирают дерево с четко выраженными годичными кольцами, наличие сучков, глазков и прочих недостатков только приветствуется. Лучше всего подходят для браширования такие виды древесины, как сосна, ель, дуб, липа, орех. Непригодными считаются: вишня, груша, ольха, можжевельник, тик, бук.
Браширование бывает поверхностным и глубоким, выполняется с обжигом и без него. Дома намного проще применить безобжиговый способ. Дерево очищают от пыли и грязи, смачивают поверхность водой, примерно через 15 минут начинают вычесывать волокна при помощи железной щетки.
Двигаться нужно вдоль направления волокон, при этом желательно повторять рисунок годовых колец (борозды не должны быть идеально ровными).
Схемы движения руки для обработки дерева воском.
Работа эта достаточно опасна, поэтому важно соблюдать технику безопасности. Оставшийся мусор вычищают флейцем (широкой кистью), двигаясь против волокон, в противном случае пыль прибьется к поверхности. Далее следует обработка морилкой или воском.
Для обработки методом обжига понадобится газовая горелка, с ее помощью обугливают поверхность древесины. Иногда в дереве встречаются так называемые смоляные карманы, которые могут загореться при обжиге. Ни в коем случае нельзя допускать длительного горения таких мест, огонь нужно сразу затушить. Степень обугливания зависит только от вашей задумки, она может быть легкой или полностью зачернить поверхностный слой. После этого волокна вычесывают металлической щеткой. Работать лучше на открытом воздухе, так как при брашировании образуется много черной пыли. На завершающем этапе поверхность шлифуют при помощи мелкой наждачной бумаги. В некоторых случаях обработка обжигом (с последующим вычесыванием) повторяется несколько раз, таким образом добиваются эффекта состаренного дерева. При необходимости применяют морилку или патину, но можно обойтись и без этого. Результат закрепляют при помощи мебельного воска.
Обработка древесины морилкой
- морилка;
- широкая кисть;
- наждачная бумага с мелким зерном;
- ветошь.
Морилку наносят параллельно волокнам древесины, не допуская соприкосновения слоев.
Обработка дерева морилкой — один из самых популярных способов отделки. Морилка бывает на водной или спиртовой основе, последняя дает более насыщенные тона. Состав на основе спирта наносят на очищенную и отшлифованную поверхность при помощи флейца (широкой кисти), двигаясь вдоль волокон в одном направлении. При этом стараются нанести как можно больше морилки. После чего изделию дают просохнуть, при необходимости операцию повторяют. Используя морилку различных тонов (методом послойного нанесения), можно добиться интересных цветовых эффектов. После того как морилка просохнет, наступает этап отмывки. Необходимо убрать излишки средства, для этого изделие ставят под углом в 30 º, затем окунают кисть в ацетон и проходятся по поверхности (легкими движениями вверх-вниз).
Для придания дереву эффекта старины пользуются следующим методом. Сначала наносят основной фоновый цвет морилки (на водной основе), после ее просыхания проходятся по поверхности мелкой наждачной бумагой (строго вдоль волокон, иначе поперечные полосы будут видны после обработки). В итоге должна получиться неоднородная тонировка с потертостями и проплешинами. Затем берут водную морилку другого цвета, покрывают ею древесину, дают просохнуть, после чего снова зачищают шкуркой. Операцию повторяют до тех пор, пока не добьются нужного тона. Если планируется сделать однотонное покрытие при помощи водной морилки, то ее наносят в несколько слоев с обязательной промежуточной просушкой и обработкой мелкой наждачной бумагой. Смывка лишней морилки производится сразу после ее нанесения. Излишки просто стирают влажной тряпкой.
Состав для пропитки древесины.
При нанесении водной морилки нельзя возвращаться на прокрашенное место, иначе образуются темные пятна, которые сложно будет удалить.
В домашних условиях можно приготовить морилку, которая придаст дереву состаренный вид. В стеклянную банку складывают мелкие гвозди или металлическую стружку, заливают столовым уксусом (лучше использовать винный), оставляют на сутки, после чего жидкость процеживают. Если необходимо получить более темный цвет, то время выдержки увеличивают. Получившийся раствор используют для морения дерева. В качестве морилки можно использовать крепкую заварку черного чая, кофе, корицу и даже марганцовку. Закрепляют результат при помощи нитролака. Если для обработки использовалась водная морилка, то лучше взять алкидный или акриловый лак.
Покрытие дерева лаком
После нанесения морилки поверхность обрабатывают быстросохнущим нитролаком — это делается для того, чтобы поднять ворс. Лак наносят тонким слоем (быстрыми движениями). После просыхания дерево становится шершавым на ощупь — это происходит из-за поднявшихся волокон. Поверхность шлифуют тонкой наждачной бумагой, двигаясь вдоль древесных волокон. Главная задача — очистить дерево от поднявшихся волокон и сделать поверхность гладкой. После этого можно использовать другой мебельный лак. Продолжить обработку тем же нитролаком не рекомендуется, так как он будет растворять предыдущий слой.
Далее, наносят основной слой лака, дают ему просохнуть, после чего проходятся по поверхности наждачной бумагой. Затем влажной тряпочкой удаляют остатки пыли, снова наносят лак тонким слоем. Операцию повторяют до тех пор, пока поверхность не станет идеально гладкой. Для того чтобы добиться зеркального блеска, поверхность полируют при помощи кусочка фетра, смоченного в масле и спирте.
Для обработки древесины лаком очень важно использовать качественную кисть из плотного синтетического ворса, который не осыпается при нанесении и не оставляет следов в виде полос и проплешин. Для состаренных вещей не требуется тщательная обработка каждого слоя, так как полированная поверхность плохо сочетается со старинной фактурой. В данном случае вполне достаточно нанести 2-3 слоя матового мебельного лака или воска.
Лаки для дерева на спиртовой основе (шеллачный лак) наносят при помощи тампона из ваты или кисти. Ватный тампон смачивают лаком, затем проводят им по поверхности вдоль волокон (только 1 раз), рядом делают следующий мазок таким образом, чтобы немного захватить предыдущий. В местах соединения полос лак быстро растекается, поэтому пятен не образуется. Нельзя использовать слишком густой шеллачный лак, иначе будут образовываться темные полосы. Обработка древесины шеллаком при помощи кисти выполняется точно так же, как и тампоном. Лак наносят в 3 слоя с обязательной промежуточной просушкой. Следуя этим советам, вы с легкостью сможете обработать древесину, не прибегая к помощи специалистов.